Актеры

Лон Чейни

Лон Чейни

Лон Чейни (Chaney, Lon). Родился 1.4.1883 в Колорадо-Спрингс, умер 26.8.1930 в Нью-Йорке.

Лона Чейни называют королем ужаса, волшебником грима. В его излюбленном жанре ему не было равных. Наиболее ярко дарование актера проявлялось в характерных ролях, требовавших внешнего перевоплощения. Чейни удалось оставаться звездой даже в эпоху Валентино. Создавая на экране образы страшилищ и уродов, он ухитрялся вызывать к ним симпатию, привносил в них черты гуманности и сострадания. Вероятно, его огромная чувствительность к боли и страданиям других была во многом обусловлена некоторыми фактами его собственной биографии.

Сын глухонемых родителей, Алонсо Чейни рано познал искусство пантомимы и общения на языке жестов. Его брат был владельцем театра. Еще мальчиком Чейни начал работать в Оперном театре Колорадо-Спрингс, выполняя всевозможную вспомогательную работу: был рабочим сцены, декоратором, отвечал за реквизит. Иногда, впрочем, ему удавалось сыграть какую-нибудь маленькую второстепенную роль. В 17 лет Чейни отправился с гастролями по стране — он получил роль в пьесе, написанной его братом. Некоторое время Чейни пел и танцевал в мюзик-холле. Женитьба его обернулась неудачей, и после развода он остался с маленьким Крейтоном, которого горячо и нежно любил всю свою жизнь. Гораздо прочнее оказался второй брак, продолжавшийся до самой смерти актера.

Чтобы прокормить сына, Чейни отправился в Голливуд. Его дебют в кино состоялся в 1913 г. Актер снимался во множестве короткометражных художественных фильмов, не отказывался и от грубого фарса, нередко играя нескольких персонажей в картине.

Примерно в 1917 году Чейни заинтересовался нестандартным гримом. Он даже написал статью о гриме для Британской энциклопедии. Именно фантастической способностью до неузнаваемости изменять свою внешность он и войдет в историю кинематографа. 1919 г. принес ему роль паралитика в «Чудесном исцелении» Л. Такера, с которой Чейни блестяще справился. Поразительны не только чисто технические аспекты его игры (скачки, акробатические трюки), но и созданная им трагическая маска. Эта роль положила начало известности актера, отныне он стал звездой.

Вся его карьера делится на два периода: сотрудничество с «Юниверсл», продолжавшееся до 1925 г., и последующая работа в «МГМ». На первом этапе Чейни был вынужден ограничиваться, главным образом, рамками фантастического жанра, не имея возможности полностью раскрыть собственный внутренний мир. На втором же — он мог уже более жестко диктовать свою волю.

С 1915 г. он сыграл более 150 разнообразных ролей. Снимался он и в вестернах, где сотрудничал с Уильямом Хартом, и в фильмах ужасов, и в мелодрамах, таких, как символическая картина «Тот, кто получает пощечины» (1924) и патетическая — «Смейся, паяц» (1928). Большим успехом пользовался «Призрак оперы» (1925). Немалую роль в профессиональной биографии актера сыграл Тод Браунинг. Их сотрудничество началось в 1919 г. с фильма «Испорченный баловень». С 1925 г. они вместе работают в «МГМ» и создают целую серию фильмов, отличающихся поразительной причудливостью. В «Нечестивой троице» (1925) Чейни играет чревовещателя-трансвестита, переодевающегося старухой; в «Черном дрозде» (1926) — сразу две роли — священника-калеку и притворяющегося им плута; в «Неизвестном» (1927) — безрукого, который влюбляется в красивую женщину. (Он крепко-накрепко привязал себе руку к туловищу.)

В картине «Лондон после полуночи» (1927), режиссером которой также был Браунинг, Чейни изображал вампира. Стремясь достичь максимально возможного зрительного воздействия, актер не щадил себя. Так, чтобы у вампира были «настоящие» зубы, он изуродовал себе лицо жутко неудобной вставной челюстью, а чтобы глаза вылезали из орбит, воспользовался чудовищным приспособлением, деформировавшим ему зрачки. В одном из удачных фильмов периода работы в «Юниверсл» под названием «Наказание» (1921) ему нужно было изобразить безногого. Ремнями притянув голени к бедрам, он создал иллюзию ампутированных ног. Много сил было отдано работе над ролью Квазимодо в картине «Горбун собора Парижской богоматери» (1923). Чейни поставил цель добиться полного внешнего сходства с Квазимодо, каким его описал Гюго. Сделав множество набросков, он, наконец, нашел удовлетворивший его зрительный образ, который он с триумфом воплотил на экране, водрузив себе на спину 40-фунтовый горб, перетянув себя ремнями общим весом в 30 фунтов, деформировав себе ноги и изуродовав лицо. Чтобы казаться слепым, он закрыл глазное яблоко пленкой от яичной скорлупы, став таким образом первым в истории актером, применившим контактные линзы. Все настолько привыкли видеть его в маске, что когда в фильме «Расскажи это своей бабушке» (1926) он появился без грима, кто-то из критиков отметил, что он выглядит не совсем естественно. Впрочем, актер знал, как быть неузнаваемым и без грима, порой и в жизни пользуясь этим умением.

Если считать, что на экране абсолютная реалистичность не является непременным требованием, то Чейни безусловно следует признать крупным актером, будто специально созданным для кинематографа, умевшим с одинаковым блеском сниматься и крупным, и общим планом. Он был настоящим творцом, не только актером, певцом и танцором, но и художником и поэтом. Он поставил 6 фильмов для «Юниверсл», для двух из них сам написал сценарии. Чейни снялся в одном-единственном звуковом фильме — римейке «Нечестивая троица» (1930). Эта картина стала последней в его жизни: будто самой судьбой приговоренный к молчанию, Чейни заболел раком горла.

Талант Чейни не исчерпывается лишь чудесами грима. (Недаром снятый о нем фильм называется «Человек с тысячью лиц» , 1957.) Он умел передать чувства человека, чье лицо всегда скрыто маской, умел выразить стремление быть признанным, неразделенную любовь, отчаяние, страдания, причиняемые безжалостным обществом и разжигающие в душе жажду мщения.

После смерти Чейни дело отца продолжил Крейтон, взявший себе псевдоним Лон Чейни-младший.

Фильмография: «Ришелье», 1914; «Отец и мальчики», 1915; «Бобби из балета», 1916; «Позолоченный паук», 1916; «В когтях жадности», 1916; «Во власти ревности», 1916; «Если меня призовет моя страна», 1916; «Клеймо Каина», 1916; «Цена волынщика», 1916; «Местечко вне досягаемости ветров», 1916; «Цена молчания», 1916; «Запутанные сердца», 1916; «Что угодно один раз», 1917; «Кукольный домик», 1917; «Огни восстания», 1917; «Сигнальный огонь», 1917; «Девушка в клетчатом пальто», 1917; «Заплати мне», 1917; «Спасение», 1917; «Алая машина», 1917; «Триумф», 1917; «Месть Запада», 1917; «Бродвейский скандал», 1918; «Опасность, не спешить», 1918; «Ненастоящие лица», 1918; «Крепкая компания», 1918; «Великая страсть», 1918; «Кайзер. Берлинское животное», 1918; «Об этом говорит весь город», 1918; «Эта чертова Бетиз», 1918; «Родина», 1919; «Уплачено заранее» , 1919; «Ловушка», 1919; «Победа», 1919; «Когда Панда стал трезвенником», 1919; «Отчаянный Джек», 1920; «Великий дар», 1920; «Бродяги севера», 1920; «Остров сокровищ» , 1920; «Пока спит Париж», 1920; «Туз червей», 1921; «Крупицы жизни», 1921; «Ради тех, кого мы любим», 1921; «Вне закона» , 1921; «Голоса города», 1921;"Сделка вслепую«, 1922; «Плоть и кровь», 1922; «Свет во тьме», 1922; «Оливер Твист» , 1922; «Куинси Эдамс Сойер», 1922; «Тени», 1922; «Ловушка», 1922; «Все братья были отважны», 1923; «Шок», 1923; «На следующем углу», 1924; «Чудовище», 1925; «Башня лжи», 1925; «Дорога на Манда-лей», 1926; «Насмешка», 1927; «Мистер By», 1927; «Большой город», 1928; «К западу от Занзибара», 1928; «Пока город спит», 1928; «Гром» , 1929; «Там, где восток значит восток», 1929.

Источник - hollywood-actors.ru